Официальный сайт МБОУ "Хомутовская СОШ"

Версия сайта для лиц с нарушением зрения

Меню сайта

Историко-краеведческий музей МБОУ «Хомутовская СОШ»

Диплом
Свидетельство

Программа «Россия! Я твоя росинка»

Хомутово

2011-2015 г.г.  п. Хомутово, Орловской области

1.Пояснительная записка

Музей - специфический институт науки, культуры и образования. Он призван выполнять свои, присущие только ему функции. К исторически сложившимся социальным функциям музея относят функцию документирования и образовательно-воспитательную. Другими функциями музея являются исследовательская, охранная, рекреационная, коммуникативная, профориентационная и т.д.

Школьный музей - одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения. Основным направлением деятельности школы в настоящее время является " Организация образовательного пространства, способствующего саморазвитию и самореализации учеников и учителей в процессе совместной деятельности". Школьный музей расширяет это пространство в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Концепция создания и развития школьного музея разработана с учетом воспитательной стратегии школы на основе анализа школьных программ основного и дополнительного образования.

Музейное пространство создается для реализации музейно-образовательных и культурно-творческих программ, экскурсионно-выставочной и клубной работы, апробирования музейно-педагогических технологий, проведения психолого-педагогического мониторинга.

Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Деятельность музея основывается на основных принципах:

  • Принцип свободы выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей.
  • Принцип партнерства всех школьных структур в организации воспитательной работы.
  • Принцип добровольного участия детей и взрослых в деятельности музея.

Музей школы по основному содержанию своей деятельности является историко-краеведческим. Работа музея школы планируется с учётом традиционных мероприятий, которые сложились внутри школы и с учётом районных, областных и всероссийских мероприятий, с юбилейными и государственными датами. Данная программа является продолжением предыдущей программы «Россия! Я твоя росинка» на 2005-2010 г.г.

2. Цели, задачи и актуальность программы.

Цель работы: "Гражданское и патриотическое воспитание учащихся через краеведческую и музейную деятельность".

Данная программа ставит своей задачей  создать оптимальные условия для учителей и учащихся в использовании историко-краеведческого материала при обучении и воспитании подрастающего поколения.

Программа даёт возможность воспитывать у школьников чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за её прошлое, стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества.

3.Ожидаемые результаты программы.

Через систему музейной работы школа предполагает воспитать в будущем гражданине России:

- чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;

- чувство личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;

- способность к творчеству, потребность в углублённом изучении какой-либо отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания.

Музей - центр воспитательной работы школы, дополнительного образования детей.

4. Механизм выполнения программы

Для решения поставленных задач учитывается сложившееся социально-педагогическое пространство школы, связанное с историей, краеведением.

Школа может сотрудничать с районными и областными краеведческими организациями, музеями, библиотеками, советами ветеранов.

Взаимодействие осуществляется на уровне участия в районных краеведческих мероприятиях, конференциях, смотрах, экскурсиях.

Основные направления деятельности музея:

1.Работа с музейным фондом (выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения. Учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов).

2. Поисковая, научно-исследовательская работа.

3. Экскурсионно-просветительская работа. Создание потоянных и передвижных экспозиций в музее и школе.

4. Развитие сетевого взаимодействия.

Совет содействия: директор школы, председатель родительского комитета школы, председатель совета старшеклассников, председатель совета дружины, учитель истории, руководитель школьного музея.

Работа с музейным фондом

1. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами.

2. Создание инвентарной книги поступлений предметов временного хранения.

3. Создание сборника материалов по ВОВ.

4. Создание сборника материалов и рекомендаций в помощь классному руководителю.

5.Систематизация музейных предметов по разделам и темам.

6.Поиск и сбор материалов о директорах школы.

Поисковая, научно-исследовательская работа

1.Поиск адресов выпускников школы для организации переписки с ними.

2. Поиск адресов бывших учителей школы для организации переписки с ними.

3. Поиск старожилов посёлка, встречи с ними, интервьюирование.

4.Поиск материалов и документов об истории посёлка, школы.

5.Исследование темы "История школы в истории посёлка, района.

6.Анкетирование "Что ты хотел бы видеть в школьном музее".

7.Создать сайт в Интернет об истории школы и школьного музея

8.Ликвидаторы аварии на Чернобольской АC - наши земляки

9.Первые пионеры нашей школы.

10. Старшие вожатые школы.

Рабочие группы:

1. Поиск и исследование.

2. Архивариусы

3. Экскурсоводы

4. Оформители

5. Программисты

6. Творческая группа

Поисковая и исследовательская работа с учащимися выражается в поисковых заданиях для классов как разовых, так и перспективных в виде направления поиска на несколько лет, в исследованиях и обобщении краеведческого материала в фондах школьного музея.

Посредством музея создаётся обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музей помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам музея.

Итоги историко-краеведческой работы воплощаются в традиционных общешкольных мероприятиях.

Музей организует и контролирует подготовку и празднование юбилея школы и музея, встречи с выпускниками в феврале, с ветеранами войны.

Цель каждого мероприятия – пробудить в ребёнке чувство милосердия, гуманизма, стремления к красоте, активное участие в общем, деле через самоуправление ученического коллектива.

Исходя из конкретной педагогической ситуации, можно на основе историко-краеведческой работы создать благоприятные условия для гармоничного развития ребёнка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации в таких сферах школьной жизнедеятельности как познавательная, здоровьесберегающая, культурная и досуговая.

Обеспечение программы

Для осуществления данной программы школа располагает следующей материальной и информационной базой, кадровым обеспечением:

1) Комната-музей;

2) Руководитель школьного музея;

3) Совет музея;

4) Краеведческий кружок;

5) Близкое расположение районной, детской  библиотеки;

6) Компьютерный класс.

7) Районный музей

Сроки действия программы 2011-2015г.г.

Организационная работа

1.Создание актива школы, разработка этапов его деятельности, распределение ролей.

2.Составление программы деятельности музея на перспективу.

3. Планирование работы музея на год, полугодие, месяц.

4. Составление программы подготовки и проведения к 50-летию первого полёта в космос Ю.А.Гагарина, 25 лет со дня ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, 90-летия пионерской организации и другим знаменательным датам.

5. Создание Советов: содействия, музея, учителей и классных руководителей.

7. Создание рабочих групп по интересам, определение рода их деятельности.

8. Составление плана экскурсий по экспозициям.

9. Составление программы исследовательской деятельности.

10. Организация встреч, поздравлений ветеранов, досуговой деятельности учащихся и др.

11. Организация выставок творческих работ учеников и учителей школы, коллажей к общешкольным мероприятиям и т.д.

12. Организация конкурсов, игр, викторин, олимпиад и др.

13. Оснащение и оборудование школьного музея.

14. Составление памяток, рекомендаций, схем, графиков и т.д.

Краткая характеристика фондов музея, объём материалов, посвящённых военной истории, истории родного края.

Экспонаты

Историко-краеведческий музей Хомутовской средней школы был создан в 1994 году и паспортизирован в 2001 году. (Свидетельство №2055)

Сбор материалов для создания музея был начат ещё в 1953 году. Материал рассказывал о природных условиях нашего края. Учащиеся проводили большую поисковую работу, направленную на то, чтобы узнать имена солдат и офицеров, захороненных в нашей братской могиле. Члены отряда «Поиск» организовали походы и экспедиции по местам боёв в нашем и соседнем районах. Собирали всё, что напоминало о тех героических и трудных годах: снаряды и мины и их осколки, гильзы, патроны, пули, каски, предметы быта солдат ( фляжки, ложки, форму и т. д.) В фонде оказались фотографии, фронтовые документы, воспоминания фронтовиков. Именно в это время появились альбомы, папки об истории п. Хомутово, школы, о наших земляках участниках ВОВ, история пионерской и комсомольской организаций. Параллельно собирался этнографический материал: старинные предметы быта ( гребни, свайки, вальки, самовары, элементы одежды…). Экспонаты поступали и от жителей района, посёлка Хомутово. Вскоре их скопилось столько, что музей мог поделиться ими с музеем Детской экскурсионно-туристической станции г. Орла и орловским пединститутом (ныне университетом). Этим учреждениям были переданы 2 казачьих женских костюма и коллекция окаменелостей живых организмов девонского периода. Первым руководителем музея была Тростянская М. И. - учитель географии. И теперь материалы, хранящиеся с 60-х годов, пополняются новыми сведениями и экспонатами, благодаря стараниям учащихся, учителей, родителей, местного населения.

Название разделов экспозиции:

«История Хомутовской средней школы»

Здесь представлен материал, связанный с историей нашей школы: ветераны педагогического труда, учителя-выпускники школы, работа кружков, секций. На стенде «Выпускники школы» расположился материал о выпускниках школы: Петухове Е. – полярном исследователе, Тюляеве И.И.- химике-фармацевте, генеральном директоре фармацевтической кампании «Акрехин», враче- психотерапевте Бондаренко С. А., первом медалисте школы Алисове Ю.П. – авиаконструкторе и т.д. Есть в музее и макет действующей модели танка, который выполнен выпускником школы Алисовым Ю.П.

Учителя – участники ВОВ также представлены в этом разделе музея. Данный раздел постоянно пополняется новыми материалами, воспоминаниями. К 70-летию школы  подготовлены новые стенды: «Медалисты школы», «Гордость нашей школы», «Наши достижения» и т.д.

Экспонаты
Экспонаты
Экспонаты

«Нам дороги эти позабыть нельзя».

В этом разделе находятся материалы, связанные с периодом ВОВ: каски, осколки от гильз, снарядов, колючая проволока, штык-нож, саперная лопата и т. д. Представлен он также и альбомами: «Ветераны ВОВ», «Их имена навечно в памяти народной», «Нам дороги эти позабыть нельзя», «Полухин И. А. – его именем названа улица в нашем посёлке» и т. д. Также здесь имеются сведения о Герое Советского Союза нашем земляке Домникове В. М. (его имя носит наша школа),  Особый интерес вызывает у детей витрина, где собраны подлинные документы этого времени, которые переданы музею родными и близкими ветеранов. Это красноармейская книжка, выданная в марте 1942 года, комсомольский билет, выданный в августе 1943 года, письма-треугольнички с фронта, фотографии, наградные документы и т. д.

Экспонаты
Экспонаты
Экспонаты
Экспонаты
Экспонаты
Экспонаты

«Афганистан болит в моей душе».

Здесь находятся сведения об участниках военных действий в Афганистане: фотографии, воспоминания, личные вещи Леонова И. П., погибшего при исполнении интернационального долга в Афганистане, который был посмертно награждён орденом Красной звезды. А также небольшая биография героя, фотографии друзей, родных.

Экспонаты
Экспонаты
Экспонаты

«Предметы старины»

Это домашняя утварь (чугунки, махотки, самовар, шкатулки, угольные утюги, ухваты, коромысла, фонари, керосиновые лампы, швейные машинки, ступа). Есть и детская кроватка (качалка), прялки  разных видов. Здесь же одежда и обувь, которые носили бабушки в 20 веке.

Совсем недавно ученики нашей школы сделали в столовой небольшой уголок- избу « Быт наших предков». Здесь: печь,  домотканые половички, прялка с «пряхой», ходики с кукушкой, ухваты, глиняные горшки и т. д. Всё это ограждено  забором, сплетённым из прутьев. А ещё небольшой уголок старины появился в 1 кабинете нашей школы.

Экспонаты
Экспонаты
Экспонаты
Экспонаты

Использование музея в образовательно-воспитательном процессе.

Центром воспитательной работы по данному направлению может являться музей истории школы. Школьный музей – это творческое сотрудничество учителей и учеников, он соединяет воедино многие поколения учителей и выпускников разных лет, является многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций школьной жизни.

Опыт показывает, что школьный музей соединяет разные формы внеклассной работы, позволяющий выделить общую тенденцию: стремление к системности в работе, к массовому приобщению учащихся к истории, искусству, к углублённому изучению предметов, интеграции и творческому развитию отдельной личности.

Музей занимает большое место в образовательно-воспитательном процессе. Учителя часто используют собранные материалы на уроках. Например, сочинения по описанию помещения, внешности человека и другие пишутся на основе музейных экспонатов. А затем эти работы используются в подготовке сообщений по краеведению («Детство, украденное войной», «Частушка – живой родник народной поэзии» и многие другие).

Вся воспитательная работа в рамках краеведения строится с учётом возрастного критерия по принципу поэтапной реализации действующей программы.

Так, в младших классах знакомство с краеведением осуществляется на уроке пассивного воспитания через прослушивание и обсуждение определённых краеведческих тем, через встречи, экскурсии. Учащиеся исследуют то, что их окружает, изучают родословную своей семьи, своего дома.

В 5-6 классах используется активное восприятие и участие в краеведческой работе. Учащиеся этих классов готовят небольшие исследовательские работы по родословной своей семьи, изучают историю школы через экскурсии и знакомство с архивом музея, выполняют разные поисковые задания.

Учащиеся 7-8 классов готовят и проводят экскурсии по стендам музея, участвуют в подготовках тематических классных часов по краеведению в младших классах, выполняют поисковые задания в течение нескольких лет, собирают материалы по истории посёлка, в котором живут, истории предприятий, воспоминания старожилов

Формы работы школьного музея:

– Поисково-собирательская работа;

– Фондовая работа;

– Экскурсии, беседы;

– Уроки мужества;

– Вахты памяти;

– Уроки-реквиемы;

– Митинги, линейки;

– Тематические выставки;

– Благотворительные ярмарки;

– Конкурсы патриотической песни;

– Викторины знатоков города Орла и Орловской области;

– Фольклорные праздники;

Программа деятельности школьного музея на 2011- 2015 г.г. разработана советом музея.

2011-2012 учебный год

- пополнение фонда музея;

- о праздновании 50-летия первого полёта в космос Ю.А.Гагарина

- 25 лет со дня ликвидации Чернобыльской АЭС.

2012-2013 учебный год

-история п/о школы;

-история к/о школы;

- о праздновании 90-летия пионерской организации

2013-2014 учебный год

- о родителях - выпускниках школы;

- награды в моем доме рассказывают;

- к 70-летию Орловско-курской битве

- гордость нашего дома (семьи).

2014-2015 учебный год

-75-летие школы;

-создание фильма «учителя-выпускники школы»;

-70-летие Победы

Реализация программы будет способствовать патриотическому и нравственному воспитанию учащихся, привлечению детей и взрослых к историческому наследию своего края, посёлка, школы. Программа ориентирована на все возрастные группы учеников школы, определяет основные пути развития деятельности музея, позволяющие формировать патриотическое сознание учащихся, гражданскую ответственность за судьбу страны, края, школы. При этом учитываются опыт и достижения прошлых поколений современные проблемы.

Перечень экскурсий, разработанных и проводимых в музее:

Младшие классы:

1. "История школы и ее традиции".

2. "Такими были ваши родители".

3. "Учителя школы - участники В.О.В".

4. Мы помним и гордимся вами".

5. "Они освободили наш город от немецко-фашистских захватчиков".

6. "Ученики - гордость нашей школы".

7. "Спортивные традиции школы".

8. "Ветераны живут с нами рядом".

Среднее звено:

1. "Традиции школы".

2. "Жизнь и традиции пионерской и комсомольской организации".

3. "Работа клуба "Поиск"".

4. "Ученики - гордость нашей школы".

5. "Ученики школы - участники горячих точек".

6. "Мы помним и гордимся вами".

7. "Летопись В.О.В.".

8. "Ветераны нашего посёлка".

Старшие классы:

1. "Офицер - профессия героическая".

2. "Через их судьбы прошла Чечня".

3. "Гордость школьного спорта".

4. "Почетные выпускники школы".

5. "Мы помним вас, учителя".

6. "Летопись В.О.В".

7. «Его именем названа улица посёлка»

Для выпускников школы:

1. "Здесь десять классов пройдено".

2. "Пройдем по тихим школьным этажам".

3. "Ученики - гордость нашей школы".

4. "Почетные выпускники школы".

5. "Вспомните своих учителей".

Для родителей учащихся и гостей школы:

1. "История нашей школы".

2. "Традиции школы".

3. "Этим гордится наша школа".

4. "Почетные выпускники школы".

5. "Ветераны живут с нами рядом".

6. "Они освободили наш район".

7. «Его именем названа улица посёлка»